Tehrân     Kiyef      Dâlâs     Moskow     Sufiye     Âstâne     Berlin     Došanbe     Âdelâyd     Halifaks       Tâ Nowruz

۱۳۸۹ دی ۱۵, چهارشنبه

تخت جمشید | Taxte Jamšid | Persepolis | Персеполис

Персеполь (стар. перс.: Парса, нов. перс. تخت جمشید‎ - тахте-джамшид, трон Джамшида) - древнеперсидский город,возникший в VI—V вв. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов. Персеполис был церемониальной столицей Персидской империи во времена царствования ахеминидской династии. Находится на расстоянии 60 км к северу от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана, на территории современного Ирана. В современном обиходе древнее поселение именуют Тахт Джамшид (трон Джамшида) или Парсех. Самые ранние из руин Персеполиса датируются примерно 515 годом до н.э. Древние персы называли город Парса, что означало "город персов". Современное научное название - Персеполис - это то же самое, но только по-гречески (Perse - Персия, polis - город). Городская крепость в 1979 получила статус мирового культурного наследия ЮНЕСКО.  

Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. В Персеполе сохранились остатки дворцового комплекса, культовых сооружений и многое другое. Сейчас развалины Персеполя представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135000 м2 на высокой платформе. В пяти километрах от Персеполя находятся царская гробница Накше-Рустам. Знамениты также скальные рельефы в Накше-Рустам и Накше-Раджаб. В Персеполе был водопровод и канализация, при его строительстве не использовался труд рабов.

Персеполианская архитектура отличается использованием деревянных колонн - архитекторы использовали камень только в тех случаях, когда высота исполинских кедров Лебанона или тиковых деревьев из Индии была недостаточной. Однако, основания и верхушки колонн всегда оставались каменными. Все городские постройки можно условно разделить на три группы - военные казармы, сокровищницы и церемониальные залы. Есть несколько зданий, напоминающих королевские апартаменты. В упомянутую структуру входят Великая Лестница, Ворота Ксеркса, Ападахский дворец, Зал ста колонн, Трипилон, Дворец Тачара, гарем Ксеркса, дворец Артаксеркса III, Имперская Сокровищница и Королевские Конюшни.
В Персеполе сохранились руины многих сооружений древнего периода, наиболее знаменит дворец Ападана с церемониальным залом с 72 колоннами. Древнее городище расположено неподалеку от небольшой реки Пулвар, впадающей в реку Кур. Общая площадь территории составляет 125 000 кв. метров. Частично возвышение площадки под строительство было произведено искусственно, частично территория была расширена за счет вскапывания склона горы Кух Рахмет ("гора милосердия"). Впадины земной поверхности засыпались грунтом и крупными валунами, которые соединялись вместе с помощью металлических скоб. Около 518 г. до н.э. началось строительство широкой лестницы, которая должна была служить главным входом на площадку с постройками, которая возвышалась на 20 метров над землей. Лестница семиметровой ширины состоит из 111 ступеней. Изначально она была рассчитана на то, что важные персоны будут въезжать в город верхом. Главным строительным материалом в Персеполисе был серый известняк. В скальных породах были проделаны канализационные каналы и выдолблен огромный резервуар для пресной воды. Для оборонительных целей на трех стенах, окружающих город, были устроены башни, а сами стены были оснащены крепостными валами. Стены, в связи с пороговым расположением главной террасы, имеют разную высоту - одна стена была высотой 7 метров, вторая - 14, а третья, огибающая все четыре стороны, имела высоту 27 метров. Сама по себе несимметричная и угловатая планировка города делала его хорошо защищенным.
История
Кир Великий стал оборудовать Персеполь для новой столицы, город был основан около 560 до н. э.. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 до н. э., затеяв массивное строительство.

Город был занят Александром Македонским в 330 до н. э. молниеносным ударом с гор, через несколько месяцев Александр разрешил войскам грабить город. Восточный дворец Ксеркса был подожжён (Таис Афинской), и пожар распространился на весь город. Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн. Были уничтожены драгоценные экземпляры Авесты, написанные на бычьих шкурах золотыми чернилами.

В 318 до н. э. Персеполь был столицей Персии как провинции Македонской Империи. Однако город потерял своё могущество. В 200 до н. э. возвысился город Истахр (Стахр) в пяти километрах к северу от Персеполя, где обитал губернатор. Истахр стал духовным центром зороастризма и хранилищем Авесты. Позднее Истахр какое-то время был столицей империи Сасанидов. Истахр был разрушен во время арабского завоевания, некоторое время использовался как укреплённая крепость.

Состав комплекса

Ападана
Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покоренных народов. Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят некое, ежегодно проводимое здесь мероприятие, возможно приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображен восседающий на троне царь царей Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс.
Сама ападана представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились. За Ападаной Приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты.

Тачара
Справа от ападаны находился тачара (жилой дворец) Дария I. Дворец был украшен рельефными изображениями. Во дворце имеется надпись их создателя: "Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец". Сегодня от тахары остались только фундамент, каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Гарем Ксеркса
В южной части платформы были дворец Ксеркса, жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса. Наиболее интересным из них является здание, названное первым персепольским археологом Херцфельдом Гаремом Ксеркса. Оно состояло из двадцати двух небольших двух-трех-комнатных помещений, где могли проживать множество женщин с малолетними детьми.

Гробница Дария III
На окраине Персеполя ученые обнаружили гробницу печально известного Дария III, последнего царя династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершенной и разрушенная природными условиями, она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось место телу бесславного царя, её рельефы непрорезаны и схематичны. Этот монумент служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда прославленной империи.

Источники
http://ru.wikipedia.org
http://www.worlds.ru/asia/iran/history-persepolis_persepolis.shtml

_________________________________________________________

See also | Смотрите ещё |  همچنین ببینید

 کشف تخت جمشید (پارسه) Discovery of Persepolis


دیدگاه یک گردشگر آمریکایی‌ درباره ی ایران و شیراز 
A view point of an American tourist about Persia and Shiraz
 

هیچ نظری موجود نیست:

پر بیننده‌ترین جستار‌ها|Most popular|Самые популярные

دیدگاه‌های شما|Your comments|Ваши комментарии

کلید واژه‌ها | Key words | Ключевые слова

باشگاه BÂDPÂ БАДПА Клуб بادپا Club Персидский язык Darshâye zabâne pârsi Уроки персидского языка درس‌های زبان پارسی‌ Mollâ Nasreddin Мулла Насреддин ملا نصرالدین Persian language lessons Ebi ابی Dariush Dariush Eghbali Dâryuš Dâryuš Eqbâli Googoosh Gougoush Gugush Guguš Гугуш Дарьюш Дарьюш Эгбали Клуб любителей персидского языка Эби باشگاه دوستداران زبان پارسی‌ داریوش داریوش اقبالی فائقه آتشین گردشگری گوگوش Bozorgâne Irân zamin Omar Xayyâm Tourism Омар Хайям Туризм آموزش زبان پارسی‌ آیا می دانستید بزرگان ایران‌زمین عمر خیّام Persia Sattar Shahram Nazeri Šahrâm Nâzari Изучение персидского языка Шахрам Назери بزرگان ایران دیدنی ها دیدنی‌های ایران شاعران شهرام ناظری فردوسی نوروز هایده هنرمندان Artists Hayede Kourosh Yaghmaei Nowruz Nowruz stamps Persepolis Sadegh Nojouki Tambrhâye Nowruzi Артисты Курош Ягмаи Марки о Ноурузе Персеполис Садэг Новджуки Саттар Хаедэ ایرانیان تخت جمشید تمبرهای نوروزی جشن‌های ایرانی‌ خط پارسی دکتر مصدق ریشه یابی ستار صادق نوجوکی محمد رضا پهلوی محمد مصدق مشکلات فرهنگی ملکه ثریا ورزش بانوان کوروش یغمایی America so beautiful Atusa BBC Bahram Radan BÂSTÂN Bâšgâh Bâšgâhe dustdârâne farhange Irân zamin Ebrahim Hamedi Ehsan Khajeh Amiri Ehsân Xhâje Amiri English subtitles Ferdowsi Golshifte Farahani Hasan Shamaizadeh Iman Maleki Imân Maleki Iraj Jannati Ataei Jamshid Kuroš Mansour Tehrani Mansur Marjane Satrapi Marjân Sâtrâpi Mohammad Reza Pahlavi Mohsen Makhmalbaf Mortezâ Naser Cheshm Azar Omid Omid Soltâni Parandegâni ke dar xâb dideam Persian Songs Sa'di Sex and Philosophy Shadmehr Aghili Shah of Persia Shahram Shabpare Siavash Ghomayshi Sina Hejazi Sinâ Hejâzi Soraya Taxte Jamšid Whirlpool Women's sport Zartošt Âmrikâye zibâ Âpârât Šahrâm Šabpare Америка так красиво Ахурамазда Джамшид Женщины в спорте Иман Малеки Ирадж Джаннати Атаи Любовь Манес Мани Манихейство Мансур Маржан Сатрапи Мортеза Мохсен Махмальбаф Омид Омид Солтани Онлайн изучение персидского языка Персидские песни Персидский марш Саади Секс и философия Сина Хэджази Сияваш Гомейши Сорая Философия Ирана Философия в Иране Философия в Персии Хасан Шамаизадэ Шадмэхр Агили Шахрам Шабпарэ Эхсан Хаджэ Амири курсы персидского языка آتوسا آخرالزمان آرش کمانگیر آمریکای زیبا آپارات ابراهیم حامدی ابوالقاسم فردوسی اتحادیه احسان خواجه امیری احمد شاملو اختلافات ارضی اسطوره‌های ایران زمین امید امید سلطانی اندیشه اهورا مزدا ايرج جنتی عطایی ایران از نگاه آلمانی‌ها ایران و عرب‌ها ایرانرود ایمان ملکی باستان باشگاه دوستداران فرهنگ ایران زمین بهار بهرام رادان بی بی سی تاجیکان تاریخچه ی پیدایش تعزیه تحصیل تحصیل در خارج تحصیل در روسیه ترانه‌های پارسی‌ تعزیه تعزیه و موسیقی توسعه به سبک ایرانی ثریا ثریا اسفنداری جشن تیرگان جمشید جنسیت و فلسفه حسن شماعی زاده حسن هدایت حقوق بشر خليج پارس داریوش مهرجویی دکتر محمد مصدق زبان زبان شناسی‌ زبان مادری زبان پارسی زرتشت سعد ی سپندارمذگان سکس و فلسفه سیاوش قمیشی سینا حجازی شادمهر عقیلی شاه ایران شاهنامه شاهنامه ی فردوسی شبیه خوانی شهاب حسینی شهرام شب پره صادق هدایت طنز و لطیفه عزاداری غذا فرهنگ فلات ایران فیلم سینمایی فیلم پرسپولیس قاره ی کهن لابی ماه محرم محسن مخملباف مرتضی مرجان ساتراپی مشکلات تحصیل منشور کوروش منصور منصور تهرانی موسیقی ناصر چشم آذر نقاشان هخامنشیان پارسی‌ زبانان پرسپولیس پرندگانی که در خواب دیده ام پژوهش چلوکباب کودتا کودتای ۲۸ امرداد کوروش کوروش بزرگ کوروش کبیر گرداب گستره ی زبان پارسی‌ گلشیفته فراهانی یوتا هیمل‌رایش یکپارچگی ملی