Tehrân     Kiyef      Dâlâs     Moskow     Sufiye     Âstâne     Berlin     Došanbe     Âdelâyd     Halifaks       Tâ Nowruz

۱۳۹۱ فروردین ۲۴, پنجشنبه

Заратуштра и зороастризм

vish apãm idha pateñtu vî daêvånghô vî daêvayô, vanghush sraoshô mitayatu ashish vanguhi idha mithnatu ashish vanguhi râmyat idha upa imat nmânem ýat âhûiri ýat haomahe ashavazanghô.  
Пусть ныне наконец исчезнут прочь дэвы и дэви Пусть благой Сраоша водворится. Пусть Награда Благая ныне поселится. Да умиротворит Награда Благая ныне этот дом, Ахуровский, дом Хаомы, распространяющего Ашу.  Ясна, Ха 10 — Хом Яшт
Заратуштра Спитама был одним из первых пророков, проповедовавших монотеизм — веру в единого Бога. Он проповедовал новое учение о добре, зле и воздаянии, и дал миру триединый принцип — Благие Мысли, Благие Слова и Благие Деяния.
Полное имя Заратуштры — Заратуштра Хаечатаспа Спитама. "Зороастр" — греческая форма его имени.

Заратуштра провозгласил Единого, Всеведущего, Всемогущего Бога Создателем, поддерживающим и продвигающим Вселенную. Его учение объясняет, как божественные качества Бога проявляются во Вселенной и в нашем мире. Заратуштра учит людей приобретать и развивать в себе божественные качества, в особенности благой разум и праведность; пребывать в гармонии с Богом и прислушиваться к Гласу Божьему внутри себя; способствовать созиданию и прогрессу; жить в гармонии с природой, создавая лучший мир; строить всеобщее содружество в идеальном обществе, избранном людьми для жизни в мире и процветании; стремиться достичь совершенства и бессмертия, стать подобным Богу и жить в божественном счастье вечно.

Заратуштра назвал основанную им религию Доброй Религией. При посвящении в заратуштрийцы человек провозглашает следующее: "Я, с пониманием и уверенностью, исповедую себя почитателем Всеведущего Бога и заратуштрийцем. Я признаю Благие Мысли, Благие Слова и Благие Деяния. Я признаю Добрую Религию почитания Всеведущего Бога, ниспровергающую рабство, держа меч в ножнах, учащую уверенности в себе, праведную". Это провозглашение, являющееся частью Символа Веры, дает представление о том, кто такой заратуштриец. Мужчина и женщина обладают абсолютно равными правами и занимают равное положение. Человек, обладающий достаточными знаниями и использующий свой разум, волен избрать для себя ту религию, которую он считает наилучшей. Поэтому заратуштриец не питает отвращения к другим религиям и не осуждает их. В его глазах другие религии также велики, добры и прекрасны.

Заратуштрийцы отвергают политеистические культы (культы многобожия), магические обряды, таинственные ритуалы и бессмысленные церемонии. Они осуждают злодеяния и предательство. Они одобряют свободу мыслей, речей и действий в здоровом обществе. Они охраняют окружающую среду, в которой они живут. Заратуштрийцы стремятся быть старательными и праведными в каждом деянии жизни. Подобное поведение, однако, требует ясных знаний о верованиях прошлых и настоящих, о религиях, обществе и, прежде всего, природе. Заратуштрийцы должны быть мудрыми, бдительными, уверенными в себе, активными, творческими, прогрессивными, миролюбивыми, терпимыми, и, прежде всего, добрыми и любящими. Заратуштрийцы любят Бога и его творение.

Так же как крест, звезда Давида и Мекка служат религиозными символами для христиан, иудеев и мусульман, Огонь для заратуштрийцев есть сияющий символ божественного света, просвещения, тепла, любви и энергии. Заратуштриец возносит свои молитвы перед зажженными благовониями, свечой или лампадой. Он может обратиться и к другим источникам света — солнцу, луне и звездам, — молясь Всеведущему Богу. Огонь поддерживается вечно горящим как в особой вазе в заратуштрийском храме, так и в доме заратуштрийца.

История 

Возникнув в восточном Иране около 1700 г. до н.э., заратуштрийская религия распространилась к VI в. до н.э. по всему иранскому плато. Она стала главной религией первой в истории мировой империи Ахеменидов, основанной Киром Великим в 550 г. до н.э. Империя Кира не была ограничена языковыми или этническими границами. В то время как завоевания тех или иных стран другими государствами означали, как правило, всеобщее разорение, Ахемениды славились своей терпимостью — как политической, так и религиозной и этнической.

После завоевания заратуштрийцем Киром Великим Вавилона в 539 г. до н.э. он освободил всех пленников, включая иудеев, пребывавших в рабстве на протяжении 70 лет. Именно поэтому Библия называет его "пастырем и помазанником" Бога, сидящим от Него "по правую руку" (Исайя 44:28 и 45:1). В Библии мы находим также и описание того, как Кир помог вернувшимся на родину иудеям восстановить их разрушенный храм (Ездра 6:34 и 6:14-15). Кир был первым правителем, провозгласившим то, что мы называем сегодня "правами человека". Преемники Кира — Дарий Великий, Артаксеркс и другие великие правители — известны своим уважением к различным религиям и национальным группам (см. Книгу Эсфири об истории Артаксеркса и Мордухая. Также см. книги Ездры, Даниила и другие со ссылками на мидийцев и персов).

Ахеменидская империя была разрушена Александром Македонским в 330 г. до н.э. Иранцы вновь обрели свою независимость благодаря парфянам в 250 г. до н.э. Парфяне, также бывшие заратуштрийцами, не менее известны своей терпимостью. Христос родился во времена процветания Парфян, соперничавших с языческой Римской империей, которая подвергала гонениям иудеев, а позднее — и христиан. В 224 году н.э. на смену Парфянам пришли Сасаниды. Принадлежа к классу священнослужителей, они сделали заратуштрийскую религию государственной. Тем не менее, в их царстве, соперничавшем с Римской империей, нашлось место и для иудеев, и для христиан, и для буддистов, и для индусов. 

В 652 году н.э. Иран был завоеван арабами, принесшими с собой новую религию — ислам. Заратуштрийский Иран прекратил свое существование. Массовое обращение, в основном с помощью силы, существенно сократили численность заратуштрийцев. Сегодня в мире насчитывается лишь около 125,000 заратуштрийцев — около 30,000 в Иране и около 80,000 в Индии, где они известны как парсы, или люди из Парса — Персии (небольшая группа заратуштрийцев мигрировала из Ирана в Индию в IX в. н.э., спасаясь от преследования мусульман). 

Остальная часть заратуштрийцев живет по всему миру. Около 5,000 из них поселились в Северной Америке (в том числе 1,500 — в Южной Калифорнии); около 1,000 заратуштрийцев живет в Европе, 100-200 — в Скандинавии, 3000 в Великобритании. Заратуштрийцы Европы имеют свои ассоциации и центры в таких городах как Гетеборг, Париж, Гамбург. Кроме того, общины зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Африке, Германии, Швеции, а с недавнего времени и в Таджикистане, Москве и Санкт-Петербурге. В России Зороастрийское Община была зарегистрирована 7 апреля 1994 года в Петербурге.

Влияние на другие религии 

Ученые утверждают, что заратуштрийская религия, которая была государственной религией (господствующей, но веротерпимой) на протяжении более чем 1,000 лет в Персидской империи, оказала огромное влияние на другие религии — индуизм, буддизм, иудаизм, христианство и ислам. В Библии упомянут исторический факт освобождения иудеев из Вавилонского плена в 539 г. до н.э. Киром Великим, который был заратуштрийцем. С тех пор и по сей день Иран является истинным убежищем для конфессий иудейской диаспоры и для преследуемых христиан.

Многие философские школы также в той или иной мере использовали отдельные положения зороастризма ( Гераклит, Платон, Аристотель, Декарт, Гегель, и др. ).

Автор: мобед Камран Джамшеди

Зороастрийская этика 

Заратуштра проповедовал монотеистическую религию Единого Всевышнего Бога, Ахура Мазды (Мудрого Владыки). Его откровение — позитивное, жизнеутверждающее, несущее в себе активный принцип — требовало не столько веры, сколько здравого смысла и действия со стороны каждого человека. Это была не этика предписаний, базирующаяся на послушании, страхе или любви, но скорее этика личной ответственности. Зороастрийца учат вести активную, честную и прежде всего щедрую жизнь. Здесь нет места для аскетизма. Создание богатства есть часть цели при условии, что это достигается честно и используется для благотворительных целей.

Заратуштра просил своих слушателей отнестись внимательно к его учению и с глубоким и ясным разумом избрать жизнь, исполненную разумного размышления и активного благодеяния. Квинтэссенция учения Заратуштры воплощена в триаде:

Хумата — Добрые Мысли, Хухта — Добрые Слова, Хуверешта — Добрые Дела.

Высший идеал для человека — стремление к Амеша Спента, или качествам Ахура Мазды, которые суть следующие:

Воху Мана — Благой Разум. Заратуштра провозгласил, что человек должен думать, прежде чем верить во что-либо. Ему дана свобода выбора между добром и злом и ответственность за последствия этого выбора. Аша — Божественный Закон. Это воплощение Праведности, Истины, Мудрости, Справедливости и Прогресса. Каждый зороастриец стремится следовать Пути Аши в его высочайшем и глубочайшем духовном значении. Кшатра — божественное величие и сила Ахура Мазды. Как воин Бога, человек активно продвигает добро и сражается со злом. Армаити — Благодетельный Дух — Чистота и Вера Ахура Мазды. Хаурватат (Совершенство) и Амеретат (Бессмертие) — две награды за праведную жизнь.

Зороастрийское видение мира

Заратуштра представил видение мира, в котором Ахура Мазда вначале создал духовное существование в согласии с Законом Аши. Столько, сколько существует мир, существует и конфликт между противостоящими силами Добра (Спента Маинью) и зла (ангра маинью). В этой космической драме Ахура Мазда дает человеку не только свободу выбирать между Добром и злом, но также ответственность за активное продвижение Добра, победу над злом и продвижение не только себя, но и всего мира к Фрашокерети — окончательному воскрешению, когда все пребудет в состоянии совершенства и вечного благословения. Эта приверженность жизни, приносящей счастье, гармонию, духовное совершенство, социальный порядок — то, что Пророк явил нам как зороастрийскую веру.

Почтение к окружающей среде

Почитание элементов природы (Огня, Солнца, Земли и Вод) и содействие взаимовыгодному сосуществованию с этими элементами — центральное в зороастрийской мысли, ставящее эту древнюю религию впереди своего времени.

Священные тексты

Священное писание Заратуштры содержится в древних текстах — Авесте, записанной на авестийском языке. Из этих текстов божественные гимны — Гаты — есть слова самого Пророка Заратуштры.

Вечный огонь 

Зороастрийские ритуалы и молитвы совершаются в присутствии вечного огня, который тщательно поддерживается сандаловым деревом и благовониями и сохраняется горящим в серебряной урне во внутреннем святилище каждого зороастрийского храма. Огонь почитается как видимый символ внутреннего света, внутреннего пламени, что горит внутри каждого человека. Это физическое воплощение Сияющего Разума, Света и Истины, всего высокопочитаемого в зороастрийском учении. Несмотря на свои древние истоки, зороастризм резко отвергает идолопоклонничество в любом виде или форме.

Некоторые вопросы и ответы о чистой вере

Заратуштры «Когда жил Заратуштра?» «Что он проповедовал?» «В чём суть его Откровения?» Это только несколько вопросов, которые мы слышим от других. Надлежащее подробное освещение всех этих и многих других вопросов, без сомнения, весьма важно, и содержится в книгах, посвящённых учению. Здесь же мы постараемся дать краткие ответы на распространённые вопросы.

Отвечает Мобед Камран Джамшиди:

Что такое Вера?

Вера на авестийском языке – Даэна (перс. Дин), что означает «видение, знание, понимание». Кроме того, у этого слова есть ещё одно значение – «совесть». Ашо Заратуштра назвал своё учение Даэна Вангухи, что означает «Благая Вера» (перс. Дин-е Бехи) или «добрая, чистая совесть», «понимание, знание истины, смысла жизни». Верующий – это человек, который с помощью разума познает свой внутренний и окружающий мир, находит правильный, истинный путь и идёт по нему.

Дин-е Бехи – наиболее древнее определение Благой Веры. Позже появились и другие термины: Дин-е Маздаясни – «маздаяснийская вера, вера почитающих Мазду» и Дин-е Зартошти – «заратуштрийская вера, вера последователей Заратуштры». В соответствии с этим, верующий называет себя Бехдин – «благоверный, последователь Благой Веры» или Зартошти – «последователь Заратуштры».

Каково правильное имя Пророка?

Имя Пророка на авестийском языке – Заратуштра. На гуджарати оно произносится как Заратушт или Зартушт, на современном персидском – Зартошт. Последователи Благой Веры добавляют к имени Заратуштры префикс Ашо, что означает «чистый, праведный, святой».  Греки называли Заратуштру именем Зороастр, и с XIX в. на Западе для обозначения Благой Веры используется термин «зороастризм».

Когда жил Заратуштра?

Согласно исследованиям Заби Бехруза, иранского астронома и лингвиста, Заратуштра родился в 1768 году до н. э. Своё откровение он донёс до людей в тридцатилетнем возрасте, поэтому официальной датой возникновения нашей религии считается 1738 год до н. э.

Заратуштра родился в день Хордад месяца Фарвардин, что соответствует 26 марта по григорианскому календарю.

Где родился Заратуштра?

Существует множество гипотез относительно того, где именно родился Заратуштра. Точное место его рождения продолжает оставаться неизвестным. Из Авесты мы знаем лишь то, что Заратуштра родился на территории, именуемой Арьяна Ваэджа.

Что известно о семье Заратуштры?

Родовое имя Заратуштры – Спитама. Его отца звали Поурушаспа, мать – Дугдова. Имя жены Заратуштры, упомянутое в Авесте – Хвови. Традиция говорит о том, что у Заратуштры было три сына (Исат Вастра, Урватат Нара и Хваре Читра) и три дочери (Трити, Френи и Поуручиста).

Как Заратуштра донёс свое откровение до людей?

На протяжении многих лет Заратуштра стремился к познанию Истины. Пройдя долгий путь, он приблизился к Свету и преподнёс в дар людям своё откровение. Истина открылась Заратуштре, когда ему было тридцать лет.  Заратуштра хотел изменить жизнь людей, однако сделать это было непросто. Первой и наиважнейшей задачей было убедить людей в том, что они должны отказаться от поклонения множеству богов и признать существование одного, Единого Бога – Бога творящего, создающего все сущее (Ахура) и олицетворяющего собой мудрость (Мазда). Заратуштра выступил против отживших обычаев, которые являлись результатом непросвещённости людей. Однако все его усилия встречали упорное сопротивление. На протяжении десяти лет единственными последователями Заратуштры были его кузен Медиомах (авест. Майдьо Маонгха, что означает «полумесяц») и чуть позже старший сын Заратуштры – Исат Вастра. В результате Заратуштра с небольшой группой своих последователей покинул родину и направился к новым землям, которыми управлял шах Виштаспа (Гуштасп). Заратуштра знал, что в Иране того времени именно при дворе Виштаспы собрались учёные мужи и философы. Также он знал, что принесённое им откровение первыми поймут мудрецы, и именно поэтому направился туда.

На протяжении двух лет Заратуштра вёл споры и дискуссии с мудрецами и учёными при дворе Виштаспы. Наконец, все из них, а также сам шах Виштаспа, его жена Атосса и приближённые Джамаспа и Фрашаоштра приняли религию Заратуштры, что стало поворотным моментом в истории Дин-е Бехи. С того времени началось распространение Веры.

Когда Ашо Заратуштра ушел из этого мира?

Заратуштра покинул этот мир в возрасте 77 лет, после долгой и счастливой жизни, на протяжении которой он нёс своё откровение людям. Днём памяти Заратуштры считается день Хор месяца Дэй, что соответствует 26 декабря по григорианскому календарю.

Что такое Авеста?

Авеста – собрание Священных текстов Благой Веры, в котором запечатлено Откровение праведного Спитамы Заратуштры, учение, переданное пророком людям от Ахура Мазды и сохранённое его учениками и последователями, знания о духовном и телесном мирах, молитвы и благословения, обращённые к Ахура Мазде и его благим творениям. Авеста составлена на древнеиранском языке, и долгое время передавалась от поколения к поколению устным путём, пока в эпоху правления Сасанидов не была записана, переведена на современный тогда персидский язык и окончательно утверждена в виде канона из 21-й книги (наска).

В пожаре арабского завоевания, захлестнувшего Иран, уцелело только то, что удалось сберечь оставшимся в живых мобедам и общинам самых стойких благоверных. Сохранившаяся Авеста – не просто древний текст, несущий голос далёких эпох. Это живая книга, широко используемая в богослужении и в молитве. Авестийское собрание ныне подразделяется на следующие книги:

Ясна – «Почитание», заратуштрийская литургия, центральной частью которого являются Гаты – песнопения пророка Заратуштры, в которых запечатлено его учение.

Видэвдад – «Закон против дэвов» содержит предписания, направленные против скверны и нечистоты, историю первых царей, восходящую к временам арийской общности.

Висперед – «Все владыки», дополнение к литургии «Ясна», включающее почитание всех хранителей благих творений.

Яшты – «Гимны», посвящённые Ахура Мазде и его благим творениям.

Хордэ Авеста – «Малая Авеста», сборник повседневных молитв.

Что такое Гаты?

В Гатах – священной книге, составленной Ашо Заратуштрой, – содержится его Откровение, учение Истины. Суть откровения Заратуштра выразил в 17 песнях, божественных гимнах. Сам он называл их Мантра – «побуждение к размышлениям». Верующие называют его божественные гимны Гатами (пехл. Гахан, Гасан).

17 песен Гат по своему ритму разделены на 5 частей, каждая из которых имеет своё название. Каждая из песен имеет определённое количество строф (самая длинная – 22 строфы, самая короткая – 6 строф).

Наименования пяти частей Гат следующие: Ахунаваити (перс. Ахнуд), Уштаваити (перс. Оштавад), Спентамайньюш (перс. Спантамад), Вохухшатра (перс. Вохухшатра), Вахиштоишти (перс. Вахештуеш).

Первые последователи Ашо Заратуштры добавили к священной книге свои восхваления и песни. Эти части вместе с Гатами составляют сборник Стаота Еснья, что означает «страстные восхваления».

Каковы основополагающие принципы Благой Веры? 

Ахура Мазда(Мудрый Владыка) – Единый Бог, Творец, Создатель мира, Создатель жизни и разума.

Созидание базируется на справедливости и на использовании разума и знаний.
  • Процесс творения характеризуется непрерывностью и постоянным обновлением. 
  • Цель творения, в том числе человека как части творения – в достижении совершенства, источника знаний и достижении истинного существования в умиротворении, радости и счастье.
  • На пути к знаниям и счастью (на пути к познанию Бога) человек проходит несколько этапов развития. Эти этапы, называемые Амеша Спента, отражают обретение качеств Мазды. Обретая эти качества, человек приближается к Богу, уподобляется Ему и обретает Его мудрость. Эти качества являются основными принципами жизни.
  • Совершенство человека не может быть полным без совершенства общества, в котором он живет.
  • «Плохо» и «хорошо», «хуже» и «лучше» – относительные понятия. Дать верную оценку можно только тогда, когда разум человека, или сила, позволяющая определить характер того или иного явления, сориентированы в правильном направлении. Благая, созидательная, конструктивная мысль называется «Спента Майнью». Дурная, разрушительная мысль называется «Ангра Майнью». Созидательная мысль помогает человеку продвигаться вперед самому и способствовать продвижению окружающего мира. Разрушительная же мысль приносит вред и самому человеку, и обществу, в котором он живёт, и всему миру. Мудрый человек отдаёт предпочтение созидательной мысли.
  • Свобода выбора и получение результата, соответствующего сделанному выбору, составляют суть закона действия и противодействия. Если человек делает неправильный выбор, он не обретает спокойствия до тех пор, пока не вернётся на правильный путь.
  • В соответствии с законом действия и противодействия, будущее человека зависит от его выбора и не определяется внешней силой – роком или судьбой.
  • Спокойная сосредоточенность и молитва – те средства, которые помогают человеку познать любовь Бога. Они дают силу и умиротворение и всегда доступны, где бы ни находился человек. 
 Каковы основные принципы жизни согласно учению Заратуштры?  
  1. Спента Маинью – благостное, приумножающее состояние духа, созидающее качество Мазды.  
  2. Воху Мана – благие нрав, мысли и разум, способность давать оценку.  
  3. Аша – закон или порядок, на котором основывается мироздание. В основе этого порядка лежат искренность, честность и справедливость. Его называют также законом точности. Основные положения закона Аши таковы:
  • свобода выбора для человека;
  • ответственность человека за сделанный им выбор;
  • равенство в правах всех людей – как мужчин, так и женщин;
  • закон награды и воздаяния (падаш-падафра), вытекающий из закона действия и противодействия. Каждый человек получает то, что заслужил в результате сделанного выбора – в точном соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь»;  
  • необходимость для каждого человека и для каждой вещи занимать правильное, подобающее им место для получения правильного результата;
  • необходимость сохранять чистым место своего обитания (беречь окружающую среду);
  • постоянное обновление мира на пути совершенствования и выбор конструктивной или деструктивной роли на этом пути;
  • проявление сдержанности при решении различных проблем как самого лучшего, самого естественного и конструктивного способа действий;
  • конструктивные дела и поступки.
   4. Хшатра – власть над собой. Познавая себя, используя свой благой разум и следуя в своей жизни учению Ашо Заратуштры, человек может сбалансировать свои духовные и телесные силы так, что будет способен держать их под контролем. Такую победу над собой, над своими страстями называют Хшатра. Это – качество Ахуры, и человек должен стремиться к развитию такого же качества в себе.

  5. Спента Армайти – внутреннее спокойствие. Одержав победу над собой, получив необходимые знания и следуя закону Аши, человек обретает внутреннее равновесие. Это проявляется в добрых поступках, милосердии, стремлении доставить радость, самопожертвовании, любви ко всем окружающим, умении чувствовать радость счастью окружающих. Такое состояние человека даёт ему внутреннее спокойствие и создаёт условия для совершенствования, продвижения к истине и обретения бессмертия.

   6. Хаурватат – самопознание. Это такое состояние, при котором тело и душа человека, обретшего внутреннее спокойствие, стремятся к совершенству и полному самопознанию. Человек избавляется от своих недостатков и достигает своего идеального состояния. Он полностью признаёт Ахура Мазду и верит в Него. Познание себя и познание Бога тесно связаны между собой. Такие люди ведут мир к Хшатре и всеобщей любви, то есть к совершенству.

   7. Амеретат – бессмертие, вечность. Это состояние, при котором душа достигает высочайшего уровня совершенства, спокойствия совести и небесного ликования. Мы чувствуем себя единым целым с Ахура Маздой и, подобно ему, обретаем вечность.

   В Гатах подобное состояние вечного спокойствия называют Гаро Демана, или Домом Гимнов – местом, в котором собраны все благие мысли, царит спокойствие и отдыхает душа. Дрегвант же, или нечестивый, попадает в дом лжи, где испытывает муки.

   8. «Сраоша» – внутренний голос, откровение. Этот внутренний голос означает осознание существования Ахура Мазды как Носителя Истины.

Что говорил Заратуштра о жизни после смерти?  

В Гатах не сказано ничего о жизни после смерти. Смерть – это конец существования плоти, конец физического существования. Однако жизнь души продолжается, поскольку сохраняется её сущность. Последствия поступков человека во время жизни в этом мире останутся с душой и повлияют на её существование в ином мире.

Каковы обычаи и ритуалы Заратуштрийцев?

Основными ритуалами являются следующие:
  • Сэдрэ-Пуши, или ритуал посвящения в Веру, бракосочетание,  
  • церемония почитания живущих,
  • церемония прощания с умершими,
  • церемония признания ценности души.  
Какими качествами должен обладать верующий Заратуштриец?

Каждый верующий имеет определённые обязанности, которые он должен выполнять с момента приобщения к Вере (с момента достижения совершеннолетия) и до конца жизни. Для этого необходимо обладать определёнными качествами, среди которых необходимо отметить следующие:
Хумата, Хухта, Хваршта, или благие мысли, благие слова, благие дела;
  • правдивость, соблюдение закона Аши, недопустимость лжи; 
  • умеренность;
  • уважение к родителям;
  • чистота, опрятность, здоровый образ жизни;
  • трудолюбие и стремление к улучшению благосостояния;
  • стремление к очищению окружающего мира – среды обитания;
  • приобретение и распространение знаний;
  • красота и искусство;
  • отказ от любых дурманящих средств, которые отнимают разум и способность мыслить;
  • минимальное употребление в пищу мяса животных. Существует традиция в определенные дни каждого месяца полностью отказываться от мяса и от убийства животных ради употребления их мяса. Это дни Бахман, Мах, Гуш, Рам.  
Какие праздники существуют в Благой Вере?  
Праздники всегда связаны с природными явлениями, а также историческими, религиозными и общественными событиями. Религиозные праздники подразделяются на сезонные и ежегодные.  
Ежемесячные праздники  
В древнеиранском календаре каждый месяц и каждый день имеет своё название. Также в каждом месяце есть день, название которого совпадает с названием месяца. Такой день считается праздником (в настоящее время ежемесячные праздники не отмечаются). Каждый месяц состоит из тридцати дней. Последние пять дней года называются днями Гат Заратуштры. Каждый четвёртый год имеет дополнительный день, который называется Авардад, или «дополнительный день Бога».  
Тридцать дней месяца имеют следующие названия: Ормазд, Бахман, Ардибехешт, Шахривар, Эсфанд, Хордад, Амордад, Дэй бе Азар, Азар, Абан, Хоршид, Мах, Тир, Гуш, Дэй бе Мехр, Мехр, Соруш, Рашн, Фарвардин, Варахрам, Рам, Вад, Дэй бе Дин, Дин, Ард, Аштад, Асман, Замьяд, Мантра Спанд, Анарам.  
Последние пять дней года имеют следующие наименования: Ахнуд, Оштавад, Спантамад, Вохухшатра, Вахештуеш.  
Ежемесячные праздники, отмечаемые современными верующими – Фарвардинган (Хама Раванан) – отмечается в день Фарвардин месяца Фарвардин; Тирган – день Тир месяца Тир; Мехрган – день Мехр месяца Мехр.  
Сезонные праздники  
Эти праздники называются Гаханбар. Они связаны с природными явлениями, религиозными и общественными событиями и служат напоминанием о религиозном учении.  
Эти праздники имеют традиционные наименования и отмечаются в определённые сроки. Их время выбрано с учётом природных явлений и цикла сельскохозяйственных работ.  
  1. Маидйои-заремайа Гаханбар: со дня Хоршид месяца Ардибехешт по день Дэй бе Мехр месяца Ардибехешт – праздник середины весны.  
  2. Маидйои-шема Гаханбар: со дня Хоршид месяца Тир по день Дэй бе Мехр месяца Тир – праздник середины лета.  
  3. Паитиш-хахья Гаханбар: со дня Аштад месяца Шахривар по день Анарам месяца Шахривар – праздник окончания лета. 
  4.  Айатрема Гаханбар: со дня Аштад месяца Мехр по день Анарам месяца Мехр – праздник начала зимы.  
  5. Маидйаирья Гаханбар: со дня Мехр месяца Дэй по день Варахрам месяца Дэй – праздник середины зимы.  
  6. Хамаспатмаидайа Гаханбар: со дня Ахнуд по день Вахештуеш. В эти дни празднуется равенство ночи и дня, равнозначность холода и жары. Этот праздник предвещает наступление праздника Джамшиди Ноуруз.  
Ежегодные праздники  
Важнейшие из ежегодно отмечаемых праздников – Ноуруз (день Ормазд месяца Фарвардин) – праздник начала весны; Задруз Ашу Зартошт (день Хордад месяца Фарвардин) – день рождения Ашо Заратуштры, или Большой Ноуруз; Садэ (день Мехр месяца Бахман) – сотый день великой зимы, праздник рождения огня
мобед Камран Джамшеди  
Заключение 
Духовное постижение  Заратустры началось  с его общения с природой. Он понимал и почитал величественность природы и поклонялся ей, он видел мудрость, сокрытую во всем творении. Обучаясь, он распознавал сущность Творца, признавал его совершенную мудрость и посвятил всю свою жизнь прославлению Бога. Для тех, кто следовал за ним по пути духовного постижения, он показал различные аспекты природы. Он  указывал своим последователям, что форма, линия, цвет и движение, которое они видят перед собой и которые их так привлекают, могут быть созданы только мастером – художником. Все это не может работать механически и быть совершенно. Механизм, каким бы он ни был свершенным, не может работать без помощи инженера. Он показывал им, что Бог – это не воображаемый объект, хотя внешне Он сформирован человеческим воображением. В действительности Бог есть Существо: такое совершенное Существо, что если человек попытается сравнить Его с другими живыми существами этого мира, то Он окажется вне сравнения. Он – единственный Сущий. 
Путь поклонения которому учил Заратустра, состоял в том чтоб покланяться Богу, присягая  на верность природе. Ибо природа предлагает душе бесконечное сущее, сокрытое позади всего.  
Источники: 
  1. Хазрат Инайят Хан «Единство Идеалов», Москва, 2011; Сфера 
  2. http://narratif.narod.ru/mobed01.htm

Подготовила: Светлана

____________________________________________________________________

Смотрите ещё

Зороастризм: Персия (Иран), Язд
video

Интервью Путина
video

۱ نظر:

Павел گفت...

Очень интересная и информативная статья о одной из величайших религий мира. Получил много интересной информации о этой религии и ее последователях

پر بیننده‌ترین جستار‌ها|Most popular|Самые популярные

دیدگاه‌های شما|Your comments|Ваши комментарии

کلید واژه‌ها | Key words | Ключевые слова

باشگاه BÂDPÂ БАДПА Клуб بادپا Club Персидский язык Darshâye zabâne pârsi Уроки персидского языка درس‌های زبان پارسی‌ Mollâ Nasreddin Мулла Насреддин ملا نصرالدین Persian language lessons Ebi ابی Dariush Dariush Eghbali Dâryuš Dâryuš Eqbâli Googoosh Gougoush Gugush Guguš Гугуш Дарьюш Дарьюш Эгбали Клуб любителей персидского языка Эби باشگاه دوستداران زبان پارسی‌ داریوش داریوش اقبالی فائقه آتشین گردشگری گوگوش Bozorgâne Irân zamin Omar Xayyâm Tourism Омар Хайям Туризм آموزش زبان پارسی‌ آیا می دانستید بزرگان ایران‌زمین عمر خیّام Persia Sattar Shahram Nazeri Šahrâm Nâzari Изучение персидского языка Шахрам Назери بزرگان ایران دیدنی ها دیدنی‌های ایران شاعران شهرام ناظری فردوسی نوروز هایده هنرمندان Artists Hayede Kourosh Yaghmaei Nowruz Nowruz stamps Persepolis Sadegh Nojouki Tambrhâye Nowruzi Артисты Курош Ягмаи Марки о Ноурузе Персеполис Садэг Новджуки Саттар Хаедэ ایرانیان تخت جمشید تمبرهای نوروزی جشن‌های ایرانی‌ خط پارسی دکتر مصدق ریشه یابی ستار صادق نوجوکی محمد رضا پهلوی محمد مصدق مشکلات فرهنگی ملکه ثریا ورزش بانوان کوروش یغمایی America so beautiful Atusa BBC Bahram Radan BÂSTÂN Bâšgâh Bâšgâhe dustdârâne farhange Irân zamin Ebrahim Hamedi Ehsan Khajeh Amiri Ehsân Xhâje Amiri English subtitles Ferdowsi Golshifte Farahani Hasan Shamaizadeh Iman Maleki Imân Maleki Iraj Jannati Ataei Jamshid Kuroš Mansour Tehrani Mansur Marjane Satrapi Marjân Sâtrâpi Mohammad Reza Pahlavi Mohsen Makhmalbaf Mortezâ Naser Cheshm Azar Omid Omid Soltâni Parandegâni ke dar xâb dideam Persian Songs Sa'di Sex and Philosophy Shadmehr Aghili Shah of Persia Shahram Shabpare Siavash Ghomayshi Sina Hejazi Sinâ Hejâzi Soraya Taxte Jamšid Whirlpool Women's sport Zartošt Âmrikâye zibâ Âpârât Šahrâm Šabpare Америка так красиво Ахурамазда Джамшид Женщины в спорте Иман Малеки Ирадж Джаннати Атаи Любовь Манес Мани Манихейство Мансур Маржан Сатрапи Мортеза Мохсен Махмальбаф Омид Омид Солтани Онлайн изучение персидского языка Персидские песни Персидский марш Саади Секс и философия Сина Хэджази Сияваш Гомейши Сорая Философия Ирана Философия в Иране Философия в Персии Хасан Шамаизадэ Шадмэхр Агили Шахрам Шабпарэ Эхсан Хаджэ Амири курсы персидского языка آتوسا آخرالزمان آرش کمانگیر آمریکای زیبا آپارات ابراهیم حامدی ابوالقاسم فردوسی اتحادیه احسان خواجه امیری احمد شاملو اختلافات ارضی اسطوره‌های ایران زمین امید امید سلطانی اندیشه اهورا مزدا ايرج جنتی عطایی ایران از نگاه آلمانی‌ها ایران و عرب‌ها ایرانرود ایمان ملکی باستان باشگاه دوستداران فرهنگ ایران زمین بهار بهرام رادان بی بی سی تاجیکان تاریخچه ی پیدایش تعزیه تحصیل تحصیل در خارج تحصیل در روسیه ترانه‌های پارسی‌ تعزیه تعزیه و موسیقی توسعه به سبک ایرانی ثریا ثریا اسفنداری جشن تیرگان جمشید جنسیت و فلسفه حسن شماعی زاده حسن هدایت حقوق بشر خليج پارس داریوش مهرجویی دکتر محمد مصدق زبان زبان شناسی‌ زبان مادری زبان پارسی زرتشت سعد ی سپندارمذگان سکس و فلسفه سیاوش قمیشی سینا حجازی شادمهر عقیلی شاه ایران شاهنامه شاهنامه ی فردوسی شبیه خوانی شهاب حسینی شهرام شب پره صادق هدایت طنز و لطیفه عزاداری غذا فرهنگ فلات ایران فیلم سینمایی فیلم پرسپولیس قاره ی کهن لابی ماه محرم محسن مخملباف مرتضی مرجان ساتراپی مشکلات تحصیل منشور کوروش منصور منصور تهرانی موسیقی ناصر چشم آذر نقاشان هخامنشیان پارسی‌ زبانان پرسپولیس پرندگانی که در خواب دیده ام پژوهش چلوکباب کودتا کودتای ۲۸ امرداد کوروش کوروش بزرگ کوروش کبیر گرداب گستره ی زبان پارسی‌ گلشیفته فراهانی یوتا هیمل‌رایش یکپارچگی ملی